| << Юрий Погребничко
Революционный шаг Юрия Погребничко«Чевенгур» в театре ОКОЛО Дома СтаниславскогоНезависимая газета В конце сезона сразу несколько московских театров показали спектакли, премьеры которых отнесены на осень, среди них и «Чевенгур» Юрия Погребничко в театре ОКОЛО Дома Станиславского. Один из самых длинных романов Андрея Платонова режиссеру удалось уложить в час десять без антракта, притом что к и без того плотному тексту «Чевенгура» Погребничко добавил сцены из Хемингуэя и несколько реплик из «Леса» Островского.
В списке действующих лиц нового спектакля Юрия Погребничко взгляд сразу же цепляют помещенные в конце программки Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра. Понятно, что и ее, и его у Платонова нет и быть не могло, но у Погребничко такое бывает, когда – как написал уже не Платонов, а Маяковский – в нарушение всех литературно-трамвайных правил в его спектакли без всякой трамвайной остановки влезают совершенно неожиданные персонажи. В «Чевенгуре» это – Нино Катамадзе и Фрэнк Синатра, а также – по пути! – в разговоры чевенгурцев забираются слова и паузы из разговоров Счастливцева и Несчастливцева, из «Леса» Островского.
Погребничко слова уважает. Почему же так мало берет «в дорогу», имея в виду час десять без антракта, в которые удается, помимо Платонова, уложить еще и посторонние тексты? Одно из объяснений можно найти у Платонова: в начале «Чевенгура» церковный сторож не спешит отвечать на вопрос одного из героев, потому что «за семьдесят лет жизни он убедился, что половину дел исполнил зря, а три четверти всех слов сказал напрасно».
На сцене, оформленной Надеждой Бахваловой, найдется всё, что нужно Платонову, впрочем, и любому русскому роману: кусок железнодорожного полотна, начинающийся у глухой стены и упирающийся в зал и перпендикулярный рядам зрительских кресел, с настоящими рельсами и шпалами. Два железных колеса на оси выкатываются на сцену, а потом возвращаются обратно. Погребничко – из тех, кто умеет двигать даже такие тяжелые предметы как в ту, так и в другую сторону. В глубине – ржавые железные ворота, по сюжету – наверное, давно не запертые.
Выходит Соня (Элен Касьяник), прижимая к себе два безжизненных тела – большие мягкие куклы без лиц. Вся история Чевенгура, его коммунизма, – это попытка построить мир, где все будут равны. А в итоге все сравниваются перед смертью, Чевенгур, как известно, погибает. Такой вот героический финал готовит автор для героев своей антиутопии.
Соня, как потом и другие – Захар (Юрий Павлов), Бобыль и Товарищ, которых играет Константин Желдин, – говорит тихо, еще верней – тихо-тихо, так что приходится вслушиваться в каждое слово, которое у Платонова – на вес золота, без пустот и порожних мест, о которых – как о ценности и даже как о необходимости жизни говорят герои «Чевенгура».
Несмотря на краткость, режиссеру удается построить очень плотное пространство, в котором, в частности, умещается очень много платоновского текста. Как и слова у Платонова, отдельные сцены спектакля не разворачиваются, а как будто наоборот – «сворачиваются», своей густотой – как платоновская фраза – стремясь к формуле, к обряду, где у каждого жеста, при очевидной простоте тем не менее есть дополнительный, второй и третий смысл.
Текст, едва в него вслушиваешься, обдает ледяным смертельным холодом: «Захару Павловичу сильно захотелось раскопать могилу и посмотреть на мать – на ее кости, волосы и на все последние пропадающие остатки своей детской родины». В спектакле герой, кажется, здесь ставит точку, но мысль, продолженная Платоновым, удается поймать: «Он и сейчас не прочь был иметь живую мать, потому что не чувствовал в себе особой разницы с детством…» Всё – потому, что, «видя свое лицо в стекле паровозных фонарей, Захар Павлович говорил себе: Удивительно, я скоро умру, а все тот же.
Как верно.
Соня в этой истории – сказительница, русский вариант Гомера, потому как герои Чевенгура, хоть и бесславно, пытаются повторить подвиги былинных богатырей. Не слепая (русский вариант Гомера!), она владеет мудростью видеть невидимое. И формулировать – еще не сформировавшееся.
В таком мире настраивание музыкальных инструментов – метафора настройки мира. Здесь правит новое варварство, в котором герои ведут себя жестоко, потому что, как дети (основоположники марксизма ведь написали о древнем мире как о юности человечества!), не чувствуют, что причиняют другому боль.
Корявые реплики героев Платонова вызывают в зале смех. Придуманный чевенгурцами коммунизм напоминает тот свет – недаром на заре нового мира так много разговоров о смерти. Всему еще предстоит состояться, всем связям – сложиться, всем словам – обрести смысл. Людям, живущим почти безымянными, предстоит подобрать себе новые имена. А здешний мир – как станционный буфет, где подают, как героям Хемингуэя, яичницу, где тлеет своя, другая жизнь, а из знакомого можно услышать песню Фрэнка Синатры. Или – Нино Катамадзе. Григорий Заславский, 7.07.2015
- Нездешние чувства, Валерий Бегунов, Клаузура, [2.04.2017]
- Надежды маленький оркестр, Екатерина Нечитайло, Субкультура, [13.03.2017]
- Главное в театре катарсис, Дмитрий Родионов, «Сцена», [25.12.2016]
- Облака плывут в «Магадан», Юрий Богомолов, Современная драматургия № 3 2016, [8.09.2016]
- Письмо о спектакле «Оккупация», [10.12.2015]
- Чевенгур, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [19.11.2015]
- Где старенький вокзал и тополь-самосад
, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [15.10.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Расставайтесь, Нина Чугунова, [17.04.2015]
- «Портрет Мадонны» снова гипнотизирует, Анна Балуева, Комсомольская правда, [4.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Юрий Погребничко: большое интервью, Алена Солнцева, COLTA. ru, [11.12.2014]
- Про два разных одинаковых театра, Алексей Киселев , Досуг в Москве, [6.11.2014]
- Сто на двоих, Григорий Заславский, Независимая газета, [25.10.2014]
- Юрий Погребничко: Систему Станиславского передают «наложением рук», Алена Карась, Российская газета, [24.10.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, Театральная афиша, [1.04.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, «Театральная афиша», [04.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Юрий Погребничко: «Театр будет всегда», Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [4.10.2011]
- Месть Театра беседа с Юрием Погребничко, Нина Чугунова, [1.10.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, журнал «Театр», [1.08.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, Журнал «ТЕАТР», [2010]
- Три сестры., Алла Шендерова, Infox.ru, [22.01.2009]
- Юрий Погребничко, странник и гусар, Наталья Казьмина, [28.11.2002]
- МАГАДАН. Театр ОКОЛО, Ольга Богомолова
- Оклик, Нина Чугунова
- ЧЕВЕНГУР. ПРЕМЬЕРА, http://tvkultura.ru
- Ангел и ученица, Нина Чугунова
- ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ… К ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО, Юрий Фридштейн, Планета Красота
|