| << Юрий Погребничко
Про два разных одинаковых театракоторые не театрыДосуг в Москве Два совершенно непохожих московских театра отмечают юбилеи: 10-й сезон в «Практике» и 25-й – в театре «Около дома Станиславского». Разбираясь в их уникальности, Алексей Киселев обнаружил, что у этих коллективов намного большего общего, чем может показаться.
В начале 2011 года журнал «Театр» провел опрос среди ведущих представителей интеллектуального сообщества (композиторов, поэтов, архитекторов, галеристов etc.) об их театральных предпочтениях. Почти все назвали в первую очередь «Практику». В числе поклонников этого подвала на Патриарших с крохотным зрительным залом оказались, например, такие одиозные деятели современной культуры, как писатель Владимир Сорокин и композитор Владимир Мартынов. История началась в 2005 году, когда все самые актуальные спектакли шли еще в Центре драматургии и режиссуры и Театре.doc, – в Москве открылось новое место силы, за первый же свой сезон ставшее чуть ли не главным современным театром города. Гениальный продюсер Эдуард Бояков, покинувший к тому моменту свое главное тогда детище – фестиваль «Золотая маска», попал «в яблочко», создав оксюморон: новодрамовский (то есть остросоциальный, неприглядный, ненормативный) театр высокой культуры, стиля и моды (первое время театр терпел обзывательство «гламурный»). Здесь, кажется, впервые актеры из телевизора вроде Павла Артемьева и Агнии Кузнецовой самозабвенно окунулись в душераздирающее очарование насквозь нецензурных пьес вроде «Жизнь удалась» Павла Пряжко. Но главное – «Практика» взяла на себя функции больше чем театра: места встречи и диалога новой интеллигенции, стала чем-то вроде Политехнического полвека назад. Здесь также на сцену вышли современные поэты – отлить в слове настоящее время, а за ними – художники, композиторы и даже дизайнеры и продюсеры. Видимо, почувствовав рифму с шестидесятыми, Бояков следом создает «Политеатр» – своего рода «Практику 2.0», только теперь не в подвале, а уже буквально – на сцене Политехнического музея. Самой же, изначальной «Практике» нужно было меняться, и в 2013 году ее худруком становится Иван Вырыпаев – безоговорочно ключевая фигура современной драматургии. За год его правления театр, который стали звать уже не гламурным, а хипстерским, стал еще белее и зеркальнее внутри, а репертуар пополнился неожиданным количеством детских спектаклей всех сортов: от музыкально-фольклорного «Петра и Февронии Муромских» на старославянском языке до кукольных «Сказок роботов о настоящем человеке» по Лему в постапокалиптическом стиле с забытым названием стимпанк. Сам же Вырыпаев к первому юбилейному сезону «Практики», кажется, окончательно определился с театральным языком: его интересует идеальная, высокоточная, безукоризненная и на сто процентов эмоционально нейтральная читка. И если в «Иллюзиях» для такого рода представления ему потребовались четверо артистов, то в премьерном «НЛО» он справляется единолично. А кроется за всем этим по-настоящему глубокая театральная философия, о которой в двух абзацах рассказать не получится. Тем временем отметил четвертьвековой юбилей совершенно непохожий как на «Практику», так и на все, что угодно, театр «Около дома Станиславского». И одновременно – его худрук и основатель Юрий Погребничко; на вид ему около 60(максимум!), а родился он в 1939-м. В семидесятые его спектакли как в провинции, так и в Театре на Таганке казались зрителям причудливыми, но очень понятными; в девяностые, уже в открывшемся театре «Около дома Станиславского», – скандальными и предельно эпатажными; сегодня они же (если судить по фотографиям, описаниям и видеозаписям, режиссерский язык Погребничко со временем не меняется) смотрятся как актуальные объекты современного перформативного искусства, этакий метафизический соц-арт на дрожжах русского народного абсурда. Здесь артисты не кричат, не смеются, не бегают и не прыгают – они неторопливо выходят на сцену в каких-нибудь глупых ушанках и барочных платьях, чтобы, глядя за горизонт, произнести в пустоту фрагменты из Достоевского или Володина и спеть хором пару-тройку советских шлягеров под аккордеон. Историю этого – самого удивительного в городе и одного из самых известных русских в Европе – театра пересказать здесь тоже не получится; резоннее порекомендовать в ознакомительных целях посетить соответствующую выставку в Доме-музее Ермоловой «Вот тебе и театр», открывшуюся как раз по случаю юбилейного сезона «Около». И если внешне театры Юрия Погребничко и Ивана Вырыпаева, не считая миниатюрных размеров сцен, непохожи совершенно (в одном – наши дни, в другом – советское фантастическое безвременье; в одном – видео-арт и электронная музыка, в другом – ржавые жестяные полотна и семиструнная гитара; и т.д.), в своей сути едва ли найдутся театры родственнее. И дело не в том, что и Вырыпаев, и Погребничко родом из Иркутска, и даже не в том, что Вырыпаев окончил режиссерский факультет Щукинского училища, а Погребничко там воспитал себе основную часть труппы. Общее вот что: в обоих театрах ведется непрерывная внутренняя работа, направленная на поддержание актерами формы, не только физической (в «Около», кстати, практикуют мейерхольдовскую биомеханику), но и, что куда важнее, психофизической. В обоих театрах проходят каждодневные занятия йогой и медитацией. Вырыпаев все заметнее отказывает своему театру в театральности; Погребничко говорит, что для театра главное – репетиции, тогда как спектакли можно не играть вовсе. Для обоих принципиально важен текст, но важнее – актер и качество его присутствия. В одном из редких интервью Погребничко говорит о природе актерской игры так: «Если вам удастся себя по-настоящему переименовать, если ваши мысли, эмоции, движения начнут должным образом реагировать на полное переименование, тогда играть в театре полезно. <…> Потому что тогда вы совершенно спокойно сможете сосуществовать в двух пространствах. Вы поймете (не головой, а всем организмом), что у вас их именно два, причем равных. И, значит, сможете выйти в какое-то третье пространство. Между прочим, этот же принцип сформулировал Вахтангов. Актер должен играть актера, который играет Тарталью…» («Театр», 2010, № 1). А вот отрывок из недавнего интервью с Вырыпаевым: «Наш главный метод – метод осознанного существования на сцене: актер присутствует здесь, исполняет роль и не пытается при этом изображать другого человека. <…> Это аналогично игре на скрипке: мы видим скрипача, видим в его руках инструмент, слышим, как он играет, и даже, возможно, плачем от этого. Но мы не путаем скрипача с музыкой Моцарта или скрипача – со скрипкой. Мы прекрасно знаем, что это музыка Моцарта, но каждую секунду присутствуем при акте ее исполнения, видим его» («Современная драматургия», 2014, № 3). Любопытнее сходства театральных идеологий может быть только парадоксальное сходство собственно актерских работ в категорически непохожих спектаклях Вырыпаева в «Практике» и Погребничко в «Около». Речь актеров удивительно вкрадчива, лица чисты и открыты. Мы видим артистов и слышим слова, а театр происходит где-то между. Алексей Киселев , 6.11.2014
- Нездешние чувства, Валерий Бегунов, Клаузура, [2.04.2017]
- Надежды маленький оркестр, Екатерина Нечитайло, Субкультура, [13.03.2017]
- Главное в театре катарсис, Дмитрий Родионов, «Сцена», [25.12.2016]
- Облака плывут в «Магадан», Юрий Богомолов, Современная драматургия № 3 2016, [8.09.2016]
- Письмо о спектакле «Оккупация», [10.12.2015]
- Чевенгур, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [19.11.2015]
- Где старенький вокзал и тополь-самосад
, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [15.10.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Расставайтесь, Нина Чугунова, [17.04.2015]
- «Портрет Мадонны» снова гипнотизирует, Анна Балуева, Комсомольская правда, [4.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Юрий Погребничко: большое интервью, Алена Солнцева, COLTA. ru, [11.12.2014]
- Про два разных одинаковых театра, Алексей Киселев , Досуг в Москве, [6.11.2014]
- Сто на двоих, Григорий Заславский, Независимая газета, [25.10.2014]
- Юрий Погребничко: Систему Станиславского передают «наложением рук», Алена Карась, Российская газета, [24.10.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, Театральная афиша, [1.04.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, «Театральная афиша», [04.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Юрий Погребничко: «Театр будет всегда», Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [4.10.2011]
- Месть Театра беседа с Юрием Погребничко, Нина Чугунова, [1.10.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, журнал «Театр», [1.08.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, Журнал «ТЕАТР», [2010]
- Три сестры., Алла Шендерова, Infox.ru, [22.01.2009]
- Юрий Погребничко, странник и гусар, Наталья Казьмина, [28.11.2002]
- МАГАДАН. Театр ОКОЛО, Ольга Богомолова
- Оклик, Нина Чугунова
- ЧЕВЕНГУР. ПРЕМЬЕРА, http://tvkultura.ru
- Ангел и ученица, Нина Чугунова
- ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ… К ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО, Юрий Фридштейн, Планета Красота
|