| << Лилия Загорская
Ночи Кабирии в парке ЧаирВ репертуаре театра «Около дома Станиславского» появился спектакль «Перед киносеансом»Время новостей Очередная премьера театра «Около дома Станиславского» — безусловная и очень приятная удача. В последнее время театр Юрия Погребничко находится на явном подъеме. Но если предыдущий спектакль «Странники и гусары» — работа заведомо значительная, замысел давний (соединять «Три сестры» Чехова и пьесу Вампилова «Старший сын» Погребничко начал еще двадцать лет назад, работая в Театре на Таганке), то «Перед киносеансом» вроде бы так, пустячок. Есть в театре актриса Наталья Рожкова, которая умеет петь. Даже диск записала. И хорошо бы иметь в репертуаре небольшой малоформатный музыкальный спектакль, вроде концертного выступления, — и на гастролях удобно, и зрителям приятно, и актерам полезно. Один такой — очень симпатичный — спектакль с той же Натальей Рожковой в театре уже есть, называется «Русская тоска».
Теперь появился второй, и он этот камерный формат неожиданно перерос. Хотя казалось бы, с чего…
Как и обещано в названии, в спектакле показано выступление музыкантов и певицы перед киносеансом. Такие были в ходу в те давние времена, когда зрителей, пришедших в кино, приглашали в зал звонками, как нынче делают только в театре, а до того в фойе услаждали их слух пожухшими и вышедшими в тираж эстрадными номерами. Выступление в кинотеатрах для музыкантов было предпоследней ступенькой лестницы вниз, заканчивающейся игрой на свадьбах и похоронах.
Но это все лишь долгие и не слишком важные комментарии, которые становятся совершенно ненужными, когда видишь на сцене эстрадный помост и на нем самолюбивых баяниста с гитаристом, тешащих свою профессиональную гордость в коротких соло, а в промежутках вновь уходящих на дно уничижительного смирения. И влюбленного пианиста, вытаскивающего из-под крышки своего пианино всякую дрянь, неизвестно кем туда напиханную. И его юную подружку, которая натурально краснеет от смущения, и своей очаровательной свежестью невольно подставляет этот мир бумажных цветов, давних побед, увядших амбиций.
Но главное — певицу, названную в программке Лауреаткой, утопающую в нелепом мужском костюме с бумажным плюмажем. Она не произносит ни одной реплики. Только поет, принимает заученные позы, деловито считает корешки проданных билетов, заигрывает с баянистом, потом увлекается и поет всерьез, об утраченном счастье, о том, чего больше нет, о прошедшей молодости и несбывшихся надеждах. И о любви, о любви… В сущности только о любви.
Роль Натальи Рожковой выстроена очень легко, без нажима, хотя и весьма рискованно для драматической актрисы (работавшая с ней режиссер спектакля Лилия Загорская — сама прекрасная и очень неожиданная, смелая актриса). К тому же Рожкова закончила цирковое училище, училась на клоуна и понимает, как много возможностей заключено в умении быть смешной. А она очень смешна со своими автоматическими жестами, матросской фуражкой и олимпийкой, надетой под пиджак. Она забывает слова, опаздывает со вступлением, обижается, а потом лихо — мастерство не пропьешь — вдруг выдает отчаянное и духоподьемное «Моя Марусечка! Моя ты душечка!». И так ей сочувствуешь, так ее любишь с ее круглым то ли детским, то ли старушечьим личиком, похожую и на Золушку, сыгранную Яниной Жеймо, и на Джульетту Мазину в «Дороге» и «Ночах Кабирии».
А над эстрадой висит надпись «Будь готов!», и понятно, к чему на самом деле всем надо готовиться… Из углов сцены смотрят друг на друга гипсовый пионер в ушанке и уменьшенная копия девушки с веслом, и в парке Чаир безнадежно распускаются бумажные розы, ах, Саша, ты помнишь наши встречи. Вот и все что было… Все давным-давно уплыло…
Спектакль, состоящий из песен и одного, прочитанного невзначай рассказа Уильяма Сараяна, еще и своего рода мастер-класс, демонстрирующий режиссерское искусство его постановщика, Юрия Погребничко. Несмотря на отсутствие явного сюжета (не то что пьесы, нет и подобия сценария), спектакль выстроен, ритмичен, зрительский взгляд послушен воле режиссера и следует за ней, замечая все мелкие подробности, происходящие на сцене как бы между прочим. Эти детали — сиротливо задвинутая под стул бутылка водки, увлекшийся чтением пианист, только что чистивший обрывком этой газеты ботинки, затыкающий себе ухо ватой презрительный баянист — организовывают атмосферу жизни жалкой, но и возвышенной, романтической и щемящей.
Помимо романсов 30-40-х годов по преимуществу из репертуара Петра Лещенко, исполняется одна относительно современная песня: «По аэродрому, по аэродрому лайнер пробежал как по судьбе…» Поют ее хором, дважды, и не затейливая песенка звучит неожиданно чистой и светлой лирикой, надрывающей душу и отпускающей ее умиленной и благодарной.
Все-таки странное время сегодня переживает искусство, если ради простых и полезных для души эмоций требуется сооружение столь изощренных ловушек, вроде этого по виду простого, а по сути виртуозного действа. Алена Солнцева, 14.11.2002
- Ангел и ученица, Нина Чугунова, Сцена, [30.12.2015]
- «Нет, только тот, кто знал…», Театральная афиша, [24.05.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
- Новая старая пьеса, Елена Ковальская, «Афиша», [27.09.2011]
- Распиленная женщина, Марина Зайонц, Итоги, [10.11.2008]
- Серой пахнет это так нужно, Юлия Черникова, Время новостей, [10.11.2008]
- Мюзик-холл должен быть очень бедным, Валерий Золотухин, Ведомости, [1.11.2008]
- ЛА ЭСТРАДА, Елена Груева, TimeOut, [24.10.2008]
- Феминистическая трагедия, Алла Шендерова, Коммерсант, [3.03.2007]
- В переводе с советского, Роман Должанский, Коммерсант, [24.06.2004]
- Песня XX века, Итоги, [1.06.2004]
- Вершинины на лестничной клетке, Дина Годер, Время новостей, [19.05.2004]
- Из отзывов о спектакле, Наталья Казьмина, Театральная жизнь, № 3, 2004, [03.2004]
- Ночи Кабирии в парке Чаир, Алена Солнцева, Время новостей, [14.11.2002]
- Проводы любви, Итоги, [21.10.2002]
- Обратно в СССР, Наталья Казьмина, Независимая газета, [7.06.2000]
- Жестокий романтик, Дина Годер, Итоги, № 21, [22.05.2000]
- Маленькое волшебство на маленькой сцене, Алексей Филиппов, Известия, [20.04.2000]
- Оклик, Нина Чугунова
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Веселая и нежная, Александр Соколянский
|