| << Лилия Загорская
Серой пахнет — это так нужноЮрий Погребничко поставил пьесу Жан-Люка ЛагарсаВремя новостей В театре «Около…» на маленькой сцене La Stalla, где после пожара 2003 года идут все спектакли репертуара, выпустили премьеру «Ля Эстрада». Постановка вышла очень странной, что для театра «Около…» в целом и режиссера Юрия Погребничко в частности не новость. Но даже на подготовленного зрителя, хорошо знакомого с винтажной и домашне-потусторонней эстетикой «Около…», спектакль производит какое-то необычное впечатление. Остается понять, какое именно.
На сцене что-то вроде провинциального театра. Или обветшалого дома культуры. Нечто старое и забытое — еле горящие лампочки, деревянные куклы на стенах, охапки искусственных цветов. В это забытое богом и публикой захолустье приезжают актеры мюзик-холла, давно уже не юная Девушка и ее помощники. Если попытаться воссоздать точные обстоятельства действия, то, скорее всего, происходит вот что. Актеры готовятся к спектаклю — проверяют реквизит, расставляют декорации, одеваются — и при этом переговариваются — о гастролях, своем выступлении и вообще о жизни. Но ручаться нельзя: всего этого мы не видим. Спектакль построен на отрывочном, жалостливом монологе Девушки (Лилия Загорская), сбивающемся время от времени на цитаты из Чехова («Люди, львы, орлы и куропатки», «Серой пахнет. Это так нужно?») и Шекспира. Стоя перед зрителями с иронической полуулыбкой на печальном лице, она рассказывает о невзгодах актерской жизни. То администрация площадки вместо необходимого для номера табурета поставит на сцену стул, а на нем из-за спинки не повернешься кругом, то пожарники требуют справки об огнестойкости реквизита…
Молодые люди (Сергей Каплунов и Илья Окс) в телогрейках с кружавчиками слушают Девушку с живым интересом, вмешиваясь и уточняя детали, временами совершая меланхолические танцевальные па, а то показывают нехитрые эстрадные фокусы (постановщик Лерико Цителашвили): распиливают ящик со своей коллегой и выкладывают серпантином на черном мешке слова «история ноль». Третий Партнер (Дмитрий Богдан) изредка появляется из-за задника, на котором из лампочек составлено zero, изображает рыбку (бессмысленно и немо открывает рот, осторожно и плавно перебирает воздух руками, пускает мыльные пузыри) и исчезает. Партнер же четвертый (его играет Суан Дао, о котором на сайте театра написано лаконично: «Француз. И этим многое сказано») все действие сидит за ударной установкой и переводит отдельные реплики на французский язык. Все сцены, несмотря на их нелепость и нелогичность, по-своему понятны, забавны и изобретательны. Но остаются вопросы: что их связывает и что же хотел сказать автор?
Под автором имеется в виду, конечно, Юрий Погребничко. От «Мюзик-холла», пьесы французского драматурга Жан-Люка Лагарса, известного своими пессимистическими текстами и ранней смертью от СПИДа, в его постановке не то чтобы совсем ничего не осталось, но видно, что она сильно переработана. Отсутствие истории, о которой упоминает драматург («нужно ли обязательно рассказывать в театре историю или достаточно нескольких хорошо исполненных номеров»), воплощено буквально: на сцене так много всего происходит и настолько не понятно зачем, что действие оказывается не просто шуткой, а диковинным театральным экспериментом.
Привычной истории с персонажами и фабулой здесь действительно нет; но в постановке Погребничко все-таки есть главный герой — это сам театр. Долгое время происходящее выглядит так, будто режиссер и актеры просто дурачатся, пока вдруг не обнаруживаешь, что присутствуешь на уникальном мероприятии — сеансе самопознания театра. Между словами о пожаре (сгореть может не только табуретка, но и целое здание, как это, кстати, произошло с театром «Около…»), цитатами из «Чайки» и «Гамлета», рассказами о буднях актера протягивается нить, и они оказываются очень тонко, ненадежно, почти неосязаемо, но связаны. Трудно выдумать более глупое и более мудрое зрелище. Мыльные пузырики и рыбка — убийственный аргумент: внятно рассказать о театре невозможно. Можно только показать, каким он бывает, — несколько простых фокусов, из которых тихо, как вздох, рождается чудо. Театр — это ведь и есть история, которой нет. Юлия Черникова, 10.11.2008
- Ангел и ученица, Нина Чугунова, Сцена, [30.12.2015]
- «Нет, только тот, кто знал…», Театральная афиша, [24.05.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Оккупация милое дело. О, Федерико!, Алексей Зензинов, [9.03.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Самотек тоже надо читать, С. Новикова, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- РАЗГОВОР ВМЕСТО РЕЦЕНЗИИ, Сцена 4-2011, [31.12.2011]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Золушка без феи, Анастасия Баркар, газета «Культура», [12.10.2011]
- Новая старая пьеса, Елена Ковальская, «Афиша», [27.09.2011]
- Распиленная женщина, Марина Зайонц, Итоги, [10.11.2008]
- Серой пахнет это так нужно, Юлия Черникова, Время новостей, [10.11.2008]
- Мюзик-холл должен быть очень бедным, Валерий Золотухин, Ведомости, [1.11.2008]
- ЛА ЭСТРАДА, Елена Груева, TimeOut, [24.10.2008]
- Феминистическая трагедия, Алла Шендерова, Коммерсант, [3.03.2007]
- В переводе с советского, Роман Должанский, Коммерсант, [24.06.2004]
- Песня XX века, Итоги, [1.06.2004]
- Вершинины на лестничной клетке, Дина Годер, Время новостей, [19.05.2004]
- Из отзывов о спектакле, Наталья Казьмина, Театральная жизнь, № 3, 2004, [03.2004]
- Ночи Кабирии в парке Чаир, Алена Солнцева, Время новостей, [14.11.2002]
- Проводы любви, Итоги, [21.10.2002]
- Обратно в СССР, Наталья Казьмина, Независимая газета, [7.06.2000]
- Жестокий романтик, Дина Годер, Итоги, № 21, [22.05.2000]
- Маленькое волшебство на маленькой сцене, Алексей Филиппов, Известия, [20.04.2000]
- Оклик, Нина Чугунова
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Веселая и нежная, Александр Соколянский
|