| << Юрий Погребничко
«Школа для дураков»: и ненормальное нормальноvashdosug.ru Даже странно, что Юрий Погребничко никогда не ставил спектаклей по произведениям Саши Соколова. Эти гурманы от искусства непременно должны были «встретиться». У обоих авторов одинаково брезгливое отношение к любым системам и фантастическое чутье на правду. Их герои — безвестные чудики, грустные клоуны, неудачники на обочине жизни… Кто угодно, только не те, кого принято называть нормальными людьми. «Школа для дураков» — как раз о таких ненормальных, не вписывающихся в каноны детях — «шизиках».
Роман сложный, модернистский: здесь отсутствует линейный сюжет, время и место действия постоянно меняются, неизменным остается только безупречная чистота слога и нездешней доброты юмор. Соколов пишет нюансами, Погребничко нюансами думает… В результате на сцене образуется идеальная среда для воссоздания той самой школы, где учат дураков. Которые на самом деле никакие не дураки, а индивидуальности, искренно не понимающие, кому и зачем они должны подчиняться. Их мир (и школа) наполнены любимыми вещами и тайными воспоминаниями.
На сцене нашлось место настоящим рельсам, — по ним туда-сюда бродят странные усталые клоуны, явно отставшие от своего поезда. Трухлявая дверь в светлое завтра заперта, а ручки у старых чемоданов давно поизносились. Рядом с живыми школьниками существует любимый, но давно умерший учитель, а с ним его вечно прекрасная несбывшаяся невеста. Главный герой — ученик Такой-то, вообще страдает раздвоением личности. Но ни одна странность не вызывает вопросов. Все герои, и живые, и мертвые, замечательно трогательны и светлы.
Погребничко, наверное, единственный режиссер, который может так органично ставить спектакли про провалы в памяти и пространстве. Его мир, как и мир Соколова, зиждется на признании за всяким человеком права быть особенным. Воспринимать время, как ему нравится. Думать, о чем хочется и мечтать, о ком мечтается.
Его герои в фирменных одеяниях (длинное черное пальто больше на пару размеров, с прилипшими к нему перьями (крылья ангелов?)) живут отдельно и как будто около нас. Поэтому и театр называется «Около». А вся эта надполитическая философская подоплека, которую не разглядел в книге Соколова только ленивый, вроде бы и ни при чем. И без нее ясно — смысл романа и нового спектакля гораздо шире: в обществе «нормальных» людей люди не нужны. Наталья Витвицкая, 1.11.2012
- Нездешние чувства, Валерий Бегунов, Клаузура, [2.04.2017]
- Надежды маленький оркестр, Екатерина Нечитайло, Субкультура, [13.03.2017]
- Главное в театре катарсис, Дмитрий Родионов, «Сцена», [25.12.2016]
- Облака плывут в «Магадан», Юрий Богомолов, Современная драматургия № 3 2016, [8.09.2016]
- Письмо о спектакле «Оккупация», [10.12.2015]
- Чевенгур, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [19.11.2015]
- Где старенький вокзал и тополь-самосад
, Лидия Тильга, Петербургский театральный журнал, [15.10.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Революционный шаг Юрия Погребничко, Григорий Заславский, Независимая газета, [7.07.2015]
- Век одиночества, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [23.04.2015]
- Расставайтесь, Нина Чугунова, [17.04.2015]
- «Портрет Мадонны» снова гипнотизирует, Анна Балуева, Комсомольская правда, [4.04.2015]
- Портрет Мадонны, Ваш досуг, [22.03.2015]
- Юрий Погребничко: большое интервью, Алена Солнцева, COLTA. ru, [11.12.2014]
- Про два разных одинаковых театра, Алексей Киселев , Досуг в Москве, [6.11.2014]
- Сто на двоих, Григорий Заславский, Независимая газета, [25.10.2014]
- Юрий Погребничко: Систему Станиславского передают «наложением рук», Алена Карась, Российская газета, [24.10.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, Театральная афиша, [1.04.2014]
- Театр с неповторимой интонацией, Елена Груева, «Театральная афиша», [04.2014]
- Нужны новые формы?, Алексей Битов, [3.03.2014]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- Кто из наших режиссеров может завоевать Париж?, Марина Райкина, Московский комсомолец, [8.02.2014]
- Теплая нежная драма, Елена Груева, Time Out, [1.01.2013]
- Сны о чем-то прошлом, Алексей Киселев , «Афиша», [28.11.2012]
- «Школа дураков» в театре Погребничко, Комсомольская правда, [7.11.2012]
- Постановка Юрия Погребничко по роману Саши Соколова, Елена Груева, Time Out, [5.11.2012]
- «Школа для дураков»: и ненормальное нормально, Наталья Витвицкая, vashdosug.ru, [1.11.2012]
- Дураку понятно, Нина Чугунова, Дигадога, [11.2012]
- Школа для дураков, vashdosug.ru, [23.10.2012]
- Поговорим о странностях любви
К Юрию Погребничко, Юрий Фридштейн, Планета красоты (№ с 9 по 12), [15.01.2012]
- Оккупация милое дело, Елена Левинская, «Театральная афиша», [11.11.2011]
- Юрий Погребничко: «Театр будет всегда», Наталья Витвицкая, «Ваш Досуг», [4.10.2011]
- Месть Театра беседа с Юрием Погребничко, Нина Чугунова, [1.10.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, журнал «Театр», [1.08.2011]
- Юрий Погребничко: «Гурджиев и МХТ, в сущности, делали одно дело», Марина Давыдова, Журнал «ТЕАТР», [2010]
- Три сестры., Алла Шендерова, Infox.ru, [22.01.2009]
- Юрий Погребничко, странник и гусар, Наталья Казьмина, [28.11.2002]
- МАГАДАН. Театр ОКОЛО, Ольга Богомолова
- Оклик, Нина Чугунова
- ЧЕВЕНГУР. ПРЕМЬЕРА, http://tvkultura.ru
- Ангел и ученица, Нина Чугунова
- ПОГОВОРИМ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ… К ЮРИЮ ПОГРЕБНИЧКО, Юрий Фридштейн, Планета Красота
|