| << Алексей Левинский
Карты, деньги, два столаАлексей Левинский поставил ГоголяВедомости В театре «Около» поставили «Игроков» Гоголя. Сыгранная за двумя карточными столами пьеса об игре превратилась в остроумное исследование механизмов современного бизнеса.
Режиссер Алексей Левинский никогда не бежал впереди прогресса и не получал больших театральных премий. Он был и остается одиночкой, а в наше время это самое непростое дело. Те, кого не затягивает массовая культура, спешат покрыть свои лавры глянцем; Левинский же при любой моде остается в стороне — и это тоже часть таланта. Он работает с актерами-любителями или, наоборот, со слишком профессиональными актерами, пытаясь отыскать под коркой штампов что-то живое. Не всегда находит — но тем острее бывает ощущение абсурда от происходящего на сцене. В прошлом сезоне, когда в Москве был бум постановок «Смерти Тарелкина», он выпустил свой спектакль на Малой сцене Театра Ермоловой. Левинский не раскрашивал очевидную в пьесе чертовщину, но очень внятно говорил о смешном и страшном убожестве людей, которыми вертят чиновники, плуты и сыскной приказ. Публицистическую тему режиссер неожиданно продолжил в гоголевских «Игроках».
С первого взгляда пьеса классика кажется поучительной, как басня, мораль которой проста: на одного шулера всегда найдется шайка шулеров. Игрок Ихарев, годами подбиравший колоду и выигравший с ней 80 тысяч, встречает в провинциальной гостинице компанию Утешительного. Ему предлагают вступить в сговор, чтобы обыграть сына богатого купца; купчик проигрывается под векселя, нужный чиновник обещает выдать деньги. Ихарев отдает отъезжающей компании свои 80, уже предвкушая 200, — но тут-то и оказывается, что все, решительно все было разыграно. И купец никакой не купец, и чиновник не чиновник, и денег нет, а Утешительного след простыл.
В спектакле Левинского карточная игра вырастает в метафору других игр, политических и экономических. Люди в одинаковых черных тройках — недавно надетых и с непривычки мешковато сидящих — до того похожи, что не отличить лакея от дворянина, мужчину от женщины (игрока Кругеля играет Наталья Позднякова), плута от другого плута. Актеры произносят текст так обстоятельно, будто слова что-то значат; и из этой чрезмерной подробности негромко проступает пустота. Самое главное здесь — не гоголевские сорные герои со странными именами, а всеобщий, всепроникающий обман. Обман не ради денег: деньги в этом мире очень призрачны.
Это не Островский, чьи герои тоже мечтают поймать свой миллион, но у которого страсти к наживе всегда противопоставлены нравственные ценности. Левинский, высказываясь о новом времени (которое в России всегда подозрительно напоминает старое), выбирает пьесы, лишенные этой нормы — вроде того же Сухово-Кобылина. Его тоска по человеку проявляется через изображение жизни, которая этого человека исказила и унизила, в которой обман есть норма и закон. Последним оплотом гуманности в «Игроках» оказывается плут-поэт (а именно поэтом своего дела играет Ихарева Анатолий Егоров). У него еще есть доверие к собратьям по цеху, к правилам игры; в финале это проявление человеческой слабости жестоко наказано. Правилом нового мира объявлена игра без правил.
Скромно, без театральных изысков сделанные, «Игроки» Алексея Левинского вдруг оказались тем самым политическим театром, которого давно ждали. Театром не с ярким лицом современного (немецкого) социального искусства, а тихим и частным — как кухонный разговор. Екатерина Рябова, 9.04.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|