| << Алексей Левинский
Карточный угарВторая половина театрального сезона пройдет под знаком «Игроков»Новые известия Карточные термины стремительно ворвались в нашу жизнь. Даже если вы не посещаете игорные заведения, а ваши друзья не имеют привычки раз в месяц перекинуться в картишки, все равно игорные страсти вас не минуют. Если вы не будете смотреть покер по телевизору, то столкнетесь с ним в театре. Первым в этом сезоне комедию Гоголя «Игроки» поставил Алексей Левинский в театре «Около дома Станиславского». А через пару недель анонсирована премьера в театре «Студия театрального искусства»
У русских пьес есть одна странная общая особенность: отсутствие счастливого финала. Свадьбы расстраиваются, интриги срываются, вот только синяя птица счастья оказывается в руках героя — ап! — и вот уже навсегда ушла. Привычное определение комедии («пьеса со счастливым концом») на нашей почве практически не работает. Или останется признать, что комедиями у нас являются несколько пьес Островского. А самый счастливый герой — неудачливый мечтатель Миша Бальзаминов. Иван-дурак, лежащий на печи, как известно, недаром самый счастливый герой русского фольклора. Если ничего не делать, может быть, и повезет. А начнешь суетиться — только синицу из рук потеряешь, а журавля вовек не добудешь.
Удачливому шулеру Ихареву из «Игроков» сидеть бы тихо в своем номере, зажав выигранные меченой колодой месяц назад 80 тысяч рублей в кулаке, — и все бы распрекрасно устроилось. Но нет, тоскует сердце, а пальцы рвутся к игре. Вот тут и погибель. Не карта подведет, а страсть артиста. «Я бы, кажется, и даже в грошовый банчик подсел играть», — вздыхает Ихарев (Анатолий Егоров). Режиссер Алексей Левинский именно эту фразу явно определил как доминанту образа. Ихарев для него не шулер — артист. Со всеми пороками артистического легкомыслия и артистического эгоизма. С ясной границей между своими и чужими. Трагедия в том, что именно «свои» и надуют. Красиво надуют, артистично, виртуозно, поманив не только кушем солидным, но и возможностью для одиночки войти в компанию, стать «своим среди своих».
Ихарев в постановке театра «Около» неожиданно немолод, потрепан, за его плечами раздолбанные провинциальные дороги, многочисленные сражения за карточным столом (наверное, даже быть битым приходилось). И эти 80 тысяч — редкий шанс остепениться. Но? натура артистическая мешает. Тянет к столу, как пьяницу к рюмке. Вот и опытность не помогла: хотел сам остричь, а вернулся стриженный.
Режиссер с самого начала лишает зрителя всяких надежд на успех предприятия. Полутьма, черный стол, на котором мелом чертятся ставки, половой, точно выпрыгнувший откуда-то из кошмарных снов с его раздумчивой и невеселой чечеткой. Двери открываются сами, и в них показываются новые знакомцы. Вроде люди как люди, а приглядишься — точно нечистая сила. Кругель (Наталья Позднякова) и вовсе на бабу похож.
Кажется, что в своей постановке Алексей Левинский шел не столько от гоголевской драматургии, сколько от его рассказов из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки». В частности, от рассказа об удалом казаке, севшем сыграть с чертями. Правда, герой «Пропавшей грамоты» вовремя опомнился и перекрестил карты под столом, внезапно обнаружив, что руки полны тузами да козырями. А Ихарев замешкался, вот и остался с папкой ненужных бумаг, пустым карманом, растоптанной верой в шулерское братство, да с драгоценной колодой карт — Аделаидой Ивановной.
Из полифонической комедии Гоголя Алексей Левинский выбрал мотив чертовщины, оставив без внимания и сочный быт провинциального трактира, и стремительный темп пьесы. «Игроки» в театре «Около дома Станиславского» немного напоминают переложение для флейты какой-нибудь симфонической фантазии: теряются многообразие тем и голосов. Но основная мелодия звучит отчетливо и ясно. Словами «грустно жить на этом свете, господа!» Гоголь закончил одну из своих самых солнечных повестей. Новый спектакль не только доказывает, что жизнь грустна, но и настаивает, что никому и не обещали, что будет легко и весело. Ольга Егошина, 3.04.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|