| << Алексей Левинский
Испытание обыденностьюwww.utro.ru В театре им. Ермоловой перевыполнен план по новой драме: здесь поставили разом две пьесы современного сочинения. Режиссер Алексей Левинский объединил в одном спектакле «Хозяйку анкеты» и «Смысл жизни» Вячеслава Дурненкова, нередко пишущего вместе с братом Михаилом в союзе, успевшем стать брендом «братья Дурненковы». Для Левинского это не первое обращение к драматургу. В своей экспериментальной студии «Театр», где с начала 1980-х непрерывно идет лабораторная работа, он ставил «Балаганчик» на основе текстов Александра Блока и Вячеслава Дурненкова. В театральной версии «Хозяйки анкеты» экспериментальной резкости и лабораторных крайностей, если не учитывать, конечно, своеобразие самих пьес, не сыщешь. Принципиальную недоговоренность и тревожную ироничность драматургической манеры Дурненкова Левинский интерпретирует как чисто театральную задачу. И создает органическое «представление в двух частях» с выпукло, иногда даже по-бутафорски очерченными персонажами.
Вячеслав Дурненков не только известный, но еще и успешный представитель театрального движения новой драмы, настаивающей на том, что в театре должен быть слышен шум улиц. Спектакли по его пьесам идут во многих российских театрах, в том числе в МХТ им. Чехова, «Практике», Воронежском камерном театре и новосибирском «Глобусе». Сам драматург является частью «тольяттинского феномена». Несколько лет назад в этом индустриальном городе произошел мощный выброс новых текстов. Их авторы, и не в последнюю очередь Вячеслав Дурненков, создают своеобразную мифологию в городе без корней. Город в середине XX в. был отстроен заново на новом месте: вся его история вместе с исторической частью ушла под воду. Эти географические подробности отчасти объясняют особенности тольяттинских текстов. В них очень ощутимы тоска по истории и стремление заполнить любое пустое пространство. А простая жизнь нередко пугает именно своей пустотой. Магия и паранормальные явления в пьесах Дурненкова — обычное дело. Но не стоит забывать, что мистика — это форма, в которой проявляет себя обыденность. Пара точных фраз — и в запутанном неправдоподобном сюжете становится хорошо различимо дыхание времени.
Тщательное коллекционирование временных примет, похоже, и зацепило режиссера. Образы и детали, наполняющие спектакль, знакомы нам не по книгам, а по собственному прошлому. И в этом смысле «Хозяйка анкеты» оказывается ностальгически современной. В первой части представления сюжет формально строится на сеансе столоверчения в гостиной Марии Сергеевны (Марина Жукова). К хозяйке гостиной стекаются гости: безукоризненный статский советник Василий Павлович (Сергей Власенко), резкий, шумный и самоуверенный Андрей Петрович, юный поэт Арнольд Иванович (Андрей Попов) и сосредоточившая в себе пошлость и мудрость мира мадам Глухова (Лидия Шубина) в нелепой шляпе и с тявкающей собачкой на руках. Гости ужинают — подчеркнуто условно пьют и едят из настоящей посуды, — а затем вызывают дух, чтобы тот открыл им дальнейшую судьбу. Питаясь тенями пищи, они сами словно становятся тенями, и застольные разговоры, в которых каждый рассказывает какую-то байку из собственной жизни, кажутся привидениями из прошлого: яркими, но безжизненными. Мадам Глухова, например, неожиданно говорит о своих квартирантах и так же неожиданно замолкает. В сеансе же откровений из потустороннего мира Мария Сергеевна, через которую вещает «владыка мира тлена», и влюбленный в нее Василий Петрович погружаются в школьные воспоминания. Переходя на отвратительные стихи («Не любят нас. Любимый фрукт. — Ананас»), они обсуждают девичью анкету Марии Сергеевны. Эта милая и узнаваемая анкета с вопросами о любимых актерах, стихах, цветках и первом поцелуе — одновременно насмешка и ностальгия по собственной юности.
Вторая часть спектакля построена гораздо более жестко. Здесь завершается убийством дворецкого Матвея (Валерий Зотов) и Василия Павловича первая пьеса, и разыгрывается вторая, в том же мрачном темном пространстве с глухими бархатными шторами и поблескивающими подсвечниками. На некоем загадочном собеседовании о смысле жизни (с точными и страшными вопросами: «Когда вы в последний раз плакали?», «Вы любите сериалы?», «У вас есть друзья детства?», «Вы любите мечтать?») клиента (Андрей Попов) доводит до сердечного приступа парочка мошенников (Александр Ковалев и Надежда Борисова) и обворовывает. По ходу преступники не забывают озвучить настоящий смысл жизни: нае*ать всех и живым остаться.
На срежиссированных поклонах, где хмурая подтянутая девица, главная из пары мошенников, контролировала выход и уход актеров, почему-то закрадывалась мысль, что автор, а вместе с ним и режиссер даже с некоторой симпатией относятся к этому девизу. Но, в конце концов, «нае*ать всех и живым остаться» — одна из разновидностей театрального представления. Когда это хорошо получается, даже как-то приятно. В том числе, если ты пострадавшая сторона, то есть тот самый зритель. Юлия Черникова, 3.04.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|