| << Алексей Левинский
Бесхозяйственность«Хозяйка анкеты» Вячеслава Дурненкова в Театре имени Ермоловой«Независимая газета» Все говорят: не ставят у нас «новую драму». Драма, мол, есть, а ставить ее некому. Еще говорят: нет у нас таких экспериментаторов на театре, которые бы проявили такую смелость, взяли настоящую «новую драму» и поставили ее так другим на зависть.
Но вот есть Вячеслав Дурненков, уважаемый «новодрамовец», который то вместе с братом Михаилом, то сам по себе, в отдельности, пишет, получает премии за свои пьесы? А в параллельном мире существовал театральный экспериментатор, практик Алексей Левинский, замечательный актер, режиссер, наследник Мейерхольда, сумевший доказать практическую пользу и смысл в «физкультурных» опытах мейерхольдовской биомеханики. Короче говоря, на малой сцене Театра имени М. Н. Ермоловой Левинский поставил пьесу Вячеслава Дурненкова «Хозяйка анкеты», и два смелых новатора, соединившись, родили недлинный, но очень скучный спектакль.
И не то чтобы в согласии с законами математики минус на минус дали плюс. Нет, не рутина царила на маленьком пятачке этой вправду малой сцены. Эксперимент и новаторство кое в чем были заметны. Скажем, с трудом вычленялся сюжет. Игра актеров, было заметно, нарочно была приглушена, варилась, если можно так сказать, на медленном огне. Но в этой приглушенности красок не проблескивал смысл, сложно выстроенный сюжет не увлекал.
Два часа с антрактом, то есть два действия по пятьдесят минут. Часть первая — «Хозяйка анкеты», вторая — называется «Смысл жизни».
Странное ощущение — одновременного присутствия и отсутствия смысла. Левинский, специалист по Беккету и прочему театральному абсурду, знающий толк в традиции, которая в иных случаях (почти во всех прочих) кажется вымученной, чужой русской сцене, вроде бы верен себе. И Дурненков — тот самый автор, который должен бы открываться этим ключиком: в его пьесах традиции русской словесности свернуты в тугой узел, так что герой из середины ХIХ века, к тому же из толщи литературы, вдруг лицом к лицу сталкивается с нашей сегодняшней неприглядной действительностью.
В «Хозяйке анкеты» все начинается со спиритического сеанса в гостиной мадам Глуховой (Лидия Шубина), где, кажется, у каждого героя не в кармане, а в вытянутой руке или даже на лице написано литературно-художественная биография: один, влюбленный в Глухову высокопоставленный советник, — вышел из «Шинели» Гоголя, другой — пришел в гостиную из стихов поэта-певца русской природы и т.д. Некий Даршемидац, откровений которого ждут поклонники потусторонней истины, — привет от индийских увлечений 70-80-х годов прошлого века, хотя уже в следующей сцене Глухова будет задавать вопросы из пионерской девической анкеты (еще один привет — из примерно тех же времен). Надо ли специально оговаривать, что, кажется, у Даршемидаца, который будет откровенничать устами Глуховой, в ответственный момент зазвонит мобильный телефон, а в финале всего спектакля, прежде чем спеть песенку про «Караван Шапер Али», который, к сожалению, уже не вернется домой, ответ на вопрос о смысле жизни будет получен. И прозвучит по-сегодняшнему прямолинейно: «А в чем, по-твоему, смысл жизни?» — спросят у юной женщины в брючном костюме (Надежда Борисова). «Да на…бать всех и живой остаться», — со знанием дела отвечает она. Живой остаться проще, чем обмануть.
Во втором действии «вместо» спиритического сеанса на сцене разыгрывается прием у чудо-психотерапевта, конечно, обыкновенного афериста, а до того и как будто бы в другом пространстве доигрывается прежняя история («Смысл жизни» — нечто вроде эпилога к пьесе Дурненкова «Хозяйка анкеты»), в которой бомбист Прутов из пистолета отстреливает по одному обитателей и гостей дома мадам Глуховой, начиная почему-то со старого слуги Матвея (Валерий Зотов), которого, исходя из классового чувства, мог бы и пожалеть.
В общем, эта кровавая часть сюжета больше всего по стилю соответствует нашим представлениям о русском абсурде, в котором Хармс делит полку с Введенским. Общее печальное настроение как будто то самое, которое «требовалось доказать». Только настроение это вызвано не художественной силой, а напротив — недостаточностью. Недостаточностью игры, нарочито «смазанной», «вполсилы», повторением знакомых приемов, усталостью этих самых приемов «абстрактной» игры. Григорий Заславский, 26.03.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|