Страницы:

1 | 2 | 3


<< Алексей Левинский

Что мы за люди?

«Итоги»

В Театре им. Ермоловой выпустили спектакль «Хозяйка анкеты» по пьесе Вячеслава Дурненкова.

Режиссер Алексей Левинский к пьесе «Хозяйка анкеты» добавил коротенькую сценку, сочиненную тем же Вячеславом Дурненковым под названием «Смысл жизни», и дал спектаклю эпиграф. В пустом, безликом, черном пространстве малой сцены Ермоловского театра звучат слова: «…Как вам здесь?» — «Мрачновато как-то…» — «Это как раз и хорошо. Зато есть ощущение жизни. Я арендую помещения, с которых съехали жильцы, а новые еще не появились. Такая промежуточная стадия». Левинского невероятно интригует эта промежуточная стадия, где под бодрые звуки наступающей новой жизни неприкаянно бродят тени съехавших (или умерших) жильцов, где путаются времена, стили и лексика, а человеческая природа, неприкрытая всем этим камуфляжем, обнаруживает себя во всей красе. «Что мы за люди?» — вопрошает один из персонажей, вот и Левинского это интересует.

Вроде бы действие «Хозяйки анкеты» в конце XIX века (а может, в начале ХХ, а может, и вовсе во сне, шут его знает, как там на самом деле) происходит все честь по чести — вдова генерала Пашкевича действует, кто-то там статский советник, кто-то — генеральский адъютант, Дениса Давыдова поминают, войну с французами. К концу ближе за окнами уже митинги вовсю идут, красные банты мелькают и прочие признаки революционных волнений, а присоединенная сценка «Смысл жизни», спектакль завершающая, нет сомнений, уже наше время представляет, знакомое до боли. Казалось бы, дело известное — постмодернизм чистой воды, тотальная игра, сокрушительная ирония. Все привычно до оскомины и до смерти надоело. Только у Левинского в спектакле никакого постмодернизма нет, известный прием он берет и выворачивает наизнанку, и ты уже не очень понимаешь, смешно тебе или грустно, беспечная игра тут ведется или разговор серьезный.

В пьесе герои собираются в квартире генеральши Марии Сергеевны (Светлана Дикаанидас), спиритический сеанс проводят. Вот и спектакль этот напоминает спиритический сеанс, духов или, точнее, души вызывающий. Там под плащами мужчин, всех этих статских советников, в департамент ходящих, легко разглядеть школьную форму. Такую носили мальчики в давние советские годы — серые брюки и гимнастерка, тяжелым ремнем перепоясанная. Души людей здесь чисты и наивны, они влюбляются, пишут стихи и говорят стихами, смешными и трогательными до слез, заполняют анкеты, любят артиста Андрея Миронова или кого-то другого, только жизнь, летящая со страшной скоростью не пойми куда и зачем, бестрепетно распоряжается их судьбами. Приходит некто по имени Прутов Кирилл Михайлович (Андрей Калашников) — то ли просто вор, то ли террорист-экспроприатор, то ли бог из машины — и бабах из пистолета. В старого слугу Матвея (Валерий Зотов), потом в статского советника Начинкина (Сергей Власенко), в хозяйку безнадежно влюбленного, — чего церемониться, одним слугой или советником меньше, не все ли равно? Конец, как уже говорилось, играется из нашей жизни. Там Женщина-аферистка (Василиса Пьявко) смысл жизни формулирует так: «Обмануть всех (у автора тут крепкое матерное выражение, актриса повторить его не рискнула) и живой остаться». Печально, правда? Вот и Левинский грустит. Он вообще человек печальный, оттого, наверное, что людей любит. А его спектакли очень на него самого похожи.

, 19.03.2007