| << Алексей Левинский
Офелия гибла и ела«Ивонна, принцесса Бургундская» в театре «Эрмитаж»Газета Интерес к творчеству польского классика XX века Витольда Гомбровича пробудился у нашего театра сравнительно недавно. До падения коммунизма эмигрант Гомбрович входил в число авторов, для исполнения на советской сцене, мягко говоря, нежелательных, а вот за последние годы постановок одной только «Ивонны, принцессы Бургундской» можно припомнить как минимум четыре.
Первым российским интерпретатором пьесы стал, кажется, Олег Рыбкин, новосибирский спектакль которого в 1999 году был номинирован на «Золотую маску». В прошлом году «Ивонну» ставили Павел Сафонов в Центре Мейерхольда и Юрий Урнов в Театре наций, а теперь до той же самой бургундской девушки добрался режиссер Алексей Левинский.
От предыдущих интерпретаторов Левинский отличился тем, что обнаружил в своем спектакле наиболее филологический подход к тексту Гомбровича. О том, что в этой пьесе-параболе, написанной в 1938 году, можно проследить целый ряд параллелей с шекспировским «Гамлетом», писали, в принципе, многие исследователи, но Левинский весь этот филологический комментарий попросту взял да и ввел в ткань спектакля.
Начать хотя бы с перечисления действующих лиц в программке. У монарших особ аккуратно изъяты данные им при рождении пьесы имена, и ничто не мешает теперь предположить, что Короля (Геннадий Храпунков), Королеву (Дарья Белоусова), Принца (Арсений Ковальский) и Камергера (Олег Заболотный) не зовут, например, Клавдием, Гертрудой, Гамлетом и Полонием соответственно. Тем более в той же программке обнаруживается еще и такая же толпа бродячих актеров, как в «Гамлете», — причем приглашенная, как вы догадываетесь, ко двору исключительно по воле режиссера. Временами исполнители начинают вообще заговариваться и сознательно перемешивать текст двух пьес. Припомнит, например, король Игнаций, как много лет назад утопилась обесчещенная им девушка — и на сцену тут же выскочит кто-нибудь с монологом Клавдия «Удушлив смрад злодейства моего». Забредет принц Филипп в опочивальню королевы-матери, а балбес-комментатор уже тут как тут: «Ты повернул глаза зрачками в душу, а там повсюду пятна черноты».
Анемичной девушке Ивонне при таком раскладе, разумеется, отведена роль Офелии. Придумка Гомбровича заключается в том, что, хотя Ивонна главный персонаж пьесы, актрисе, играющей эту роль, текста не требуется учить почти вовсе. Аутичная принцесса почти все время молчит и именно этим особенно раздражает окружающих, провоцируя их то на оправдывающийся монолог, то на странный поступок. Фактически это лишь кукла, что подчеркнуто и замедленной пластикой актрисы Ольги Левитиной, и присутствием настоящей куклы в человеческий рост, которую немилосердно таскают по сцене: лица у нее нет, но зато одета точь-в-точь как Ивонна. Надо сказать, что функционально Ивонна для Гомбровича — это даже не Офелия, а скорее замена «Мышеловки», сыгранной при дворе Клавдия. Перефразируя монолог Гамлета, автор мог бы сказать: «Я этой Ивонной, если план мой верен, прощупать совесть короля намерен». При виде Ивонны, которая упорно молчит, а порой начинает меланхолично напевать странные песенки (Левинский использовал в спектакле песни своей матери Ганны Грановской), обитатели бургундского двора начинают вспоминать самые черные свои делишки и в конце концов, не сговариваясь, решают ее убить. Укокошить костистыми карасями, которых подадут Ивонне на праздничном приеме: впечатлительная девушка согласно абсурдистской логике пьесы непременно растеряется и поперхнется рыбьим хребтом.
Спектакль Алексея Левинского хорош уже тем, что абсолютно прозрачен во всех своих намерениях. Но ровно этим же он, собственно, и нехорош. Недоуменный вопрос «что хотел сказать режиссер?» возникнуть здесь не может, но уж слишком быстро в этой «Ивонне», отягощенной филологическими комментариями, считываются смыслы. И после этого, воля ваша, следить за приключениями бургундской принцессы делается уже не так интересно. Глеб Ситковский, 24.03.2006
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|