|  | << Алексей Левинский 
 Белка со свисткомВот уже много лет, практически всю свою режиссерскую жизнь Юрий Погребничко ставит один длинный, бесконечный спектакль. Его герои, как бы они ни назывались в программке — Прозоровы, Сарафановы, Счастливцев-Несчастливцев, Шалтай-Болтай, — все равно похожи друг на друга и на нас с вами совсем недавних, да, впрочем, и теперешних. Тяжелыми канатами и трехдюймовыми гвоздями они привязаны и прибиты к советскому времени, что не мешает им тем не менее витать в каких-то дзэнских эмпиреях — играть и отрешенно улыбаться, действовать и медитировать на ходу. Ни аффектов, ни страстей эти герои не ведают. Кричать и рыдать не умеют. Тонкая ирония и глубокая ностальгия, посюсторонняя озабоченность и потусторонняя беспечность, приметы быта и внебытовая среда — этот очень странный, ни на что не похожий театр мог возникнуть только здесь, в земле временно выпавших из истории и погрузившихся в мифологическое безвременье гиперборейцев.
 В отличие от страны Россия — со своим укладом жизни, иерархией ценностей и вообще иерархией — страна эсэсэсэрия превратилась в плавильный котел. В этом котле все перемешалось. Тут бывшие кисейные барышни заговорили на языке шпаны, «уголовные» зеки поднабрались умных слов у «политических», номенклатурный язык стал языком искусства, мат-перемат — неотъемлемой частью интеллигентной речи, бывшие верхи стали жить по законам низов, бывшие низы стали нобилитетом. Здесь стерлась грань между блатной песней и городским романсом. Государство превратилась в казарму. Казарма в страну. Жертвы и палачи оказались взаимозаменяемы. Жизнь усреднилась. Из многослойного пирога она превратилась в мутное варево. Из жизни в смертельный хоровод-водоворот. И в этом хороводе, как перед Богом, все равны. Голый человек на голой земле…
 
 Спектакли Погребничко — это тоже плавильный котел. И все, что попадает в него, — песни «Битлз», книга про Алису, драмы Чехова, пьесы Островского — тоже превращается в некую единую, нерасчленимую театральную субстанцию. Здесь уравнены в правах классика и вчерашний анекдот, цирковой трюк и монолог из «Гамлета», иронический Галич и простодушный ВИА, абсурд Льюиса Кэрролла и абсурд тоталитарного «совка». В душах погребничковских героев, как в Мировой душе из декадентской пьесы Треплева, живет все — они и три сестры, и работницы галантерейного магазина, и актеры, и гусары, и зеки, и бомжи. Вечные странники. Заблудившиеся во времени скитальцы. Они везде чувствуют себя своими и все воспринимают немного вчуже. Им внятно все и все запретно. Они никто и все на свете. Да что там социальное положение — у Погребничко не имеют значения даже пол и возраст. И вот Алексей Левинский (артист с лицом всезнающего еврея и глазами любознательного ребенка) играет девочку Алису, хотя на самом деле, конечно, он играет себя самого, а также самого Погребничко, а также нас с вами, ну и так далее…
 
 В перекличке времен, перекличке культур, перекличке жизней на холодном советском юру (перекличке неизменной, навязчивой, надоедливой даже) проще всего заподозрить постмодернистский релятивизм. На самом деле это парменидовская мудрость. В глубинной сущности ничего не меняется. Все перемешалось, и все осталось как было. Прошлое не ушло — оно растворилось в настоящем. Между нами и ими (за кордоном ли живущими, в стране ли, которую мы потеряли, оставшимися) нет пропасти. Да и вообще никаких пропастей нет.
 
 Сиреневый туман над нами проплывает. Шалтай-Болтай сидит на стене. На фоне Пушкина снимается семейство. Ах, Michelle, ma belle! Будет нам и Чехов, будет и Вампилов. Алиса с щетиной, нары с яствами, Чеширский кот с улыбкой да белка со свистком.
 
 Марина Давыдова 
 
 Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар,  10, [12.06.2016]Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]«ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва,  2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]Молчи  сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]«Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар,  10», [04.2005]Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля  2003, [21.04.2003]Алексей Левинский: Спектакль  это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]«Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя ПлунгянБелка со свистком, Марина Давыдова
 |