| << Алексей Левинский
Скоморох-философАлексей Левинский создал уникальный театр русского абсурда«Российская газета» Алексей Левинский ни на кого не похож. Актер, режиссер, педагог, создатель собственной студии «Театр», которая (единственная из всех рожденных в конце 70-х) уцелела, несмотря ни на что.
Как никто другой хранящий секреты мейерхольдовской биомеханики, он всегда был на обочине и при этом — в самом центре театра. Его путь — мужественный, отрешенный, одержимый и, на удивление, свободный. Кажется, не было ни одного искушения, которому бы он поддался из соображений выгоды, предавая свою собственную индивидуальность.
Окончив актерский факультет Школы-студии МХАТ, он стал параллельно заниматься режиссурой и в созданной им студии впервые в Москве поставил и тайно играл запрещенную пьесу Беккета «В ожидании Годо». Все, кто видел этот спектакль в репетиционном зале Театра Сатиры (там его батюшка работал директором и,видимо, потому «недоглядел», разрешил невозможное), навсегда унесли с собой память о виртуозном постижении формы и сути беккетовского шедевра. Там было все — и прежде всего невероятное соединение русской актерской школы с лаконичностью, сухостью и остротой ирландского автора. Это было сочинение, о котором можно с полной ответственностью сказать, что лучшего Беккета русский театр так до сих пор и не имеет.
А до этого была невероятная работа над «Гамлетом» (с нее в 1978 году и родилась студия), потом — серия экстраваганций на темы Чаплина. Потом — увлечение народной драмой и классической русской литературой, «Лодка» и «Преступление и наказание». Через тайны биомеханики, через невиданные тогда в русском театре упражнения великого мастера Левинский творил свой уникальный театр, где буддийская отрешенность и беккетовское отстранение соединялись со скоморошными тайнами русских забавников.
Начиная с 1987 года Левинский удерживал свою группу в рамках Театра им. Ермоловой, а потом, когда с российской театральной карты исчезли все экспериментальные и лабораторные образования, нашел себе единственно возможное пристанище — в театре Юрия Погребничко «Около дома Станиславского».
Там он сыграл роли, каждая из которых могла бы быть отмечена самой высокой наградой. В спектакле «Нужна драматическая актриса» он сыграл Несчастливцева так, что донкихотская бесстрашная удаль, меланхолическая тоска русского Гамлета, беккетовское чувство абсурда и буддийская отрешенность сплавились в нерасторжимый и единственный в своем роде сюжет.
Вместе с Погребничко он сочинил еще один актерский шедевр: в спектакле «Предпоследний концерт Алисы» сыграл кэрролловскую героиню. Его Алиса — это эссенция русского абсурда во всей его возможной полноте.
В сущности тот же, доведенный до предела, сюжет играют они (на этот раз оба) в спектакле Погребничко «Русский дворянин — семинарист и гражданин цивилизованного мира». Он сочинен из тех страниц романа Достоевского «Бесы», в которых речь идет о самоубийстве Кириллова. Два дворника, как они обозначены в программке, два главных протагониста Театра «Около» — Юрий Погребничко и Алексей Левинский с восхитительной простотой и свободой, полные юмора и веселой серьезности, соединяются в элегантном дуэте, в котором страшные мысли одновременно смешны, грандиозны, нелепы и необходимы бедному человечеству, зашедшему в очередной цивилизационный тупик. Два философских клоуна, два просветленных, два дзенских учителя, они не учат, но попросту ввергают в состояние свободы. Красота этого дуэта состоит еще и в том, что в маленьком эпизоде встречаются два безусловных мастера, два основателя родственных театральных школ. Русский абсурд, соединенный с восточными религиозными практиками, в их лицах дарит публике тот опыт просветления, с которым они, быть может, иначе никогда бы не познакомились.
А Левинский, которому (как с изумлением узнал автор этих строк) исполнилось 60 лет, продолжает сочинять свой театр — в маленьком зале Театра им. Ермоловой, в «Около», в собственной студии, которая уже несколько лет как живет в Филипповском переулке. И от этого — радостно жить многим, кто верит в театр как в путь, а не в продукт рыночной экономики. Алена Карась, 31.07.2007
- Гамлет в стране чудес, Галина Смоленская, Страстной бульвар, 10, [12.06.2016]
- Что такое биомеханика, Елена Левинская, Театр, [10.2013]
- Про всех падающих, Ваш досуг, [10.03.2009]
- Балаганчик Левинского, Наталья Казьмина, Планета красоты, [1.09.2007]
- Скоморох-философ, Алена Карась, «Российская газета», [31.07.2007]
- Игроки, Вера Павлова, TimeOut, [18.04.2007]
- Без шулерства, Итоги, [9.04.2007]
- Карты, деньги, два стола, Екатерина Рябова, Ведомости, [9.04.2007]
- Карточный угар, Ольга Егошина, Новые известия, [3.04.2007]
- Хозяйка анкеты, Елена Ковальская, «Афиша», [3.04.2007]
- Испытание обыденностью, Юлия Черникова, www.utro.ru, [3.04.2007]
- Странный человек пришел, Ирина Алпатова, «Культура», [29.03.2007]
- «ХОЗЯЙКА АНКЕТЫ», А. Левинский, ТЕАТР им. ЕРМОЛОВОЙ, Москва, 2007г., Лев Семёркин, http://lev-semerkin.livejournal.com/94054.html#cutid1, [27.03.2007]
- Робкий генерал желает познакомиться, Александр Воробьев, «Русский курьер», [26.03.2007]
- Бесхозяйственность, Григорий Заславский, «Независимая газета», [26.03.2007]
- Алексей Левинский усыновил новую драму, Алла Шендерова, «Коммерсант», [24.03.2007]
- Фокус-покус, Алексей Филиппов, «Московские новости», [23.03.2007]
- Странные люди, Евгения Шмелева, «Новые Известия», [21.03.2007]
- Что мы за люди?, «Итоги», [19.03.2007]
- Хоровод русской литературы, Дина Годер, «Время новостей», [16.03.2007]
- Руку, товарищ, Олег Зинцов, Ведомости, [14.02.2007]
- Молчаливое свидетельство, Елена Груева, Ваш досуг, [7.04.2006]
- Молчание принцесс, Итоги, [27.03.2006]
- Молчи сойдешь за идиотку, Леонид Гвоздев, Московская правда, [24.03.2006]
- Офелия гибла и ела, Глеб Ситковский, Газета, [24.03.2006]
- В одном дворовом королевстве, Александра Машукова, Ведомости, [23.03.2006]
- Выйти замуж по-королевски, Арина Миронова, Ваш досуг, [10.03.2006]
- Богоискатель между печкой о шкафом, Елена Дьякова, Новая газета, [20.02.2006]
- Слушай большую идею, Александр Соколянский, Время новостей, № 25, [14.02.2006]
-
3НАКОМЫЕ ВСЕ ЛИЦА!.., Наталья Лагина, «Слово», [30.09.2005]
- Хокку Юрия Погребничко, Наталья Сажина, № 26 Литературная Россия, [1.07.2005]
- Русский балаган и его герои., Юлия Большакова, «Банковское дело в Москве», [07.2005]
- О комаринском мужике и полицейской охранке., Геннадий Демин, «Театральные Новые Известия», [05.2005]
- Не в своей палатке., Роман Должанский, Коммерсант, [30.04.2005]
- Кабуки средней полосы, Олег Зинцов, Ведомости, [28.04.2005]
- Ждите развязки., Дина Годер, Русский Журнал, [28.04.2005]
- Честь нечисти., Александр Сколянский, Время новостей, [28.04.2005]
- «Смерть Тарелкина», эпизод II, Алла Верди, Yтро.ru, [25.04.2005]
- Дядя Ваня-сан, Марина Шимадина, Коммерсант, [23.04.2005]
- Неживой уголок, Олег Зинцов, «Ведомости», [19.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Наталья Сажина, «Литературная Россия», [15.04.2005]
- Встать, суд идет, Итоги, [12.04.2005]
- Оборотни в калошах., Ирина Алпатова, «Культура», [7.04.2005]
- Смерть Тарелкина, Екатерина Рябова, «Афиша», [5.04.2005]
- ДВУМ СМЕРТЯМ БЫВАТЬ?, Геннадий Демин, «Страстной бульвар, 10», [04.2005]
- Постепенное упорядочивание хаоса, Екатерина Караванова, Мания Театра, [3.11.2004]
- Брачные игры на подмостках жизни, Ирина Алпатова, Культура, [19.06.2003]
- Алексей Левинский: Не верчу головой в разные стороны, Юрий Луговской, «Культура», [15.05.2003]
- Вокруг и около, Итоги, [28.04.2003]
- Возвращение из Зазеркалья, Геннадий Демин, Культура, [24.04.2003]
- По соседству с Алисой, Олег Зинцов, Ведомости, [24.04.2003]
- Голоса из норы, Александр Соколянский, Время новостей, [22.04.2003]
- Погребничко в Стране чудес, Алексей Филиппов, Известия, [21.04.2003]
- Алиса сделалась пожилым интеллигентом , Роман Должанский, Коммерсант 21 апреля 2003, [21.04.2003]
- Алексей Левинский: Спектакль это всегда ответ, Павел Подкладов, «Первое сентября», [5.04.2003]
- «Фокусы Шарлотты», Майя Фолкинштейн, Современная драматургия, [02.2001]
- Огонь, вода и внутренняя Монголия, Надя Плунгян
- Белка со свистком, Марина Давыдова
|