| << Три сестры /Я вас не помню собственно…/
Топка историиТретья версия «Трех сестер» Юрия ПогребничкоНовая газета
Сам режиссер обмолвился где-то, что с прежними версиями его новый спектакль роднит только текст Чехова. Признаться, существенных новых мотиваций для нынешней постановки, которые читались в прежних обращениях режиссера к Чехову, не угадывается. Спектакль «Три сестры» начинается с кинотитра, на экране цитируется диалог Чехова и Бунина, в котором Чехов предрекает, что его забудут после смерти через семь лет, а умру я через шесть лет. Бунин отвечает, что Чехов сегодня не в духе. Но собеседник парирует: «Это вы не в духе, поскольку заплатили за извозчика». Такой пролог, вероятно, нацелен на игру с временем. Какой будет эта жизнь через 100 лет, уже знаем, но если чеховское пророчество подвергнуть историческому счету, то наступит революция 1917 года, в которой не то что Чехова с Буниным — все и всех забудут. Воображаемый губернский город, где разворачивается действие «Трех сестер» в театре «Около», — послереволюционная территория. Помимо актрис, играющих собственно Ирину, Машу, Ольгу, выйдут в начале и в конце спектакля другие три сестры, как единый образ (Татьяна Лосева, Ольга Бешуля, Елена Кобзарь), в накинутых военных шинелях со словами: «Народу мало. Дождь и снег». Будущее трех сестер (пьеса написана в 1903 году), генеральских дочек, — зона или Харбин, оттого, быть может, и звучит ресторанный шансон русской эмиграции. Режиссер совмещает настоящее и будущее сестер Прозоровых. В настоящем — это милейшие барышни начала ХХ века. Между ними почти не видна разница в возрасте. На Ольге- Марии Кирсановой и Маше — Элен Касьяник легкая печать декадентства, а на Ирине — Марии Погребничко — авангарда: она в экстравагантном рыжем синтетическом парике, больше похожая на Коломбину. Между Вершининым и Машей здесь ничего не происходит, никакой любви, никаких страданий, прощаний и расставаний. Вершинин Владимира Богданова уж конечно не офицер царской армии, а советской, забредший случайно из «Старшего сына» в «Три сестры». Он привык к общению на плацу и не считает необходимым что-то менять в своем способе общения с гражданскими лицами. Вообще в спектакле диалоги, как правило, переведены режиссером в монологи в зал. Наташа Екатерины Кудринской здесь по виду мало чем отличается от сестер — ни предосудительного сочетания розового с зеленым, ни шокирующих манер. Напротив, хорошенькая, жизнерадостная, очаровательная дрянь. Она не столько захватывает дом, а в спектакле, признаться, и нечего захватывать — не бревно же с солдатским чайником и дырявым рукомойником, — сколько устанавливает свой порядок, удобный ей. Все, быть может за исключением Наташи, кажутся тенями из прошлого, все, не осознавая, чувствуют приближение конца и как мотыльки летят на огонь, подчинившись стихии природы, так милые сестры идут в топку истории. Какой уж тут монолог о том, что будем жить, как прекрасно играет музыка! Они вползают в век, в котором предстоит в лучшем случае выживать, доживать, но не жить.
Ольга Галахова, 22.01.2009
- О спектакле «Три сестры», Майя Мамаладзе, Facebook, [10.09.2014]
- Шесть сестер и один Тараторкин, Сергей Шахиджанян, [25.03.2014]
- «Три сестры»: прекрасное далеко, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [17.12.2013]
- Беседа с Александром Минкиным, Александр Минкин, Радио Свобода, [1.10.2013]
- Театр «Около» меняется., Елена Груева, TimeOut, [12.02.2009]
- Топка истории, Ольга Галахова, Новая газета, [22.01.2009]
- Три сестры., Алла Шендерова, Infox.ru, [22.01.2009]
- ТРИ СЕСТРЫ И ОДИН РЕЖИССЕР, Елена Антонова, Завтра, [12.01.2009]
- Спектакли нашего театра на портале Культура.рф, culture.ru
|