| << С любимыми не расставайтесь
«Держать ум во аде и не отчаиваться»«С любимыми не расставайтесь»Спектакль «С любимыми не расставайтесь» объединяет пьесу А. Володина с «Преступлением и наказанием» Ф. Достоевского. Пьеса Володина, а потом и фильм 1980 года, были о любви, и постановка Ю. Погребничко, как и всегда, точно следует авторскому замыслу. В спектакле простая мысль о необходимости беречь любовь выводится на совсем новый уровень осмысления и обобщения реальности, чем то было дано в исходном тексте.
Последние спектакли Юрия Николаевича трогают строгой отточенностью формы. Все действие помещается в один акт. Ясность видения мастера — в предельной чёткости характеристик, сцен и действий, а костюмы и музыка тактично говорят за себя то, что не входит в действие. Это все требует от актеров полного соответствия, чуткости и молниеносности реакции. Синтез воли режиссера и возможностей актеров достигается полностью, и тогда происходит чудо: время действия спектакля, такое короткое, оказывается сжатой пружиной, разворачивающейся в бесконечность проживания. Время, не имеющее конца, на наших глазах становится метафорой любви, которая есть главная составляющая божественного замысла о человеке, и в силу этого в нашем мире она всегда страдающая и всегда «невозможная», всегда вопреки всему.
Драма любви на бесконечно длящемся бракоразводном процессе, демонстрирующем ее гибель, подразумевает и приговор. И тогда мы понимаем, что единственно возможный автор – это Ф. Достоевский. Потому что в «Преступлении и наказании» есть не только тема того, что за убийство жены Свидригайлов уже при жизни получил вечность, подобную пыльной банке с пауками, но и то, что Марфа Петровна возвращается к нему в видениях, потому что любит его.
Не у всякого художника есть феномен позднего творчества. И в искусстве и в науке он отличается тем, что художник способен с абсолютной точностью и, как кажется, легкостью выразить задуманное содержание. Форма дается легко и обладает еще большей емкостью, чем раньше. Как художник сверхъестественной чуткости Юрий Николаевич заставляет свой спектакль говорить о самом главном, что пережило человечество в XX веке – об опыте ада, о длящемся и не прекращающемся «плаче Адама» об утраченном рае. Великий святой XX века, преподобный Силуан Афонский сформулировал, что путь человека в современном мире – это «держать ум во аде и не отчаиваться». Несмотря на то, что гармония практически недостижима, и на платье с кринолином всегда будет накинут ватник и уродливая шапка, человеческое достоинство сохранится и выстоит, пока человек решается на подвиг любви, а режиссер на подвиг творчества.
Лидия Чаковская , 10.10.2016
- «Держать ум во аде и не отчаиваться», [10.10.2016]
- Расставайтесь, Нина Чугунова, [17.04.2015]
- Фестиваль «Пять вечеров» имени Володина, [11.02.2014]
- «С любимыми не расставайтесь», BILETER. RU, [10.02.2014]
- Сердечная недостаточность, Кристина Матвиенко, COLTA. ru, [25.10.2013]
- Неумолимое бремя расставаний, Ася Иванова, Вечерняя Москва, [22.10.2013]
- «С любимыми не расставайтесь»: святое воспоминание, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, [21.10.2013]
|