<< С любимыми не расставайтесь

«С любимыми не расставайтесь»

на фестивале «Пять вечеров»

BILETER. RU

Смокинг и кирзовые сапоги, жабо и телогрейка, кринолин и шапка-ушанка в спектаклях Погребничко мирно соседствуют друг с другом. Погребничко движет не желание противопоставить эпохи или социальные срезы, а скорее желание уравнять их в правах. Парадоксальное соседство не снижает хрестоматийные образы, а скорее возвышает зэков и бомжей. Никакой поэтизации «совка» в такой позиции нет. Есть попытка обнаружить общее в людях независимо от того, где и когда им выпало жить. Слово «поэтизация» Погребничко вообще неведомо. Он слишком ироничен и остроумен, чтобы что-то намеренно поэтизировать.
Сцены из «Преступления и наказания» перемежаются здесь со сценами из пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Володинская пьеса начинает казаться классикой абсурда, а разговоры про некупленный кооператив, про «не сошлись характерами», про «завел себе другую» приобретают отчетливо пародийный характер. Погребничко, как всегда, делает ставку не на психологическое правдоподобие, а на тонкую игру со сценическим штампом. Скажем, грузин говорит у него без грузинского акцента, но при этом так романтически вглядывается в даль, что дураку понятно: это грузин. Пьяница и дебошир имеет такой невинный вид, что нет сомнения: выпивает и очень сильно. Добрая, но находящаяся под влиянием меркантильной матери жена грузина смотрит на судью и зрителей с таким олигофреническим простодушием, что всем ясно: человек она в общем хороший. 
Несложно предположить, что рядом со сценами из Достоевского язык, которым изъясняются володинские герои и уровень их отношений кажутся языком и отношениями неандертальцев.
Сцены из Достоевского сыграны в медитативной манере, они идут немного в проброс. Работают скорее на идею спектакля, чем на спектакль как таковой. И поначалу кажется, что идея эта состоит именно в противопоставлении. Один в состоянии написать о любви гениальное стихотворение, другой — лишь что-нибудь корявое, срифмовав «любил-забыл», но сама-то любовь может быть при этом одинаково сильной. Конечно, герои Володина примитивны в выражении своих чувств, но чувства как таковые это ни в коей мере не дискредитирует. Идеи красоты, добра, любви, по Погребничко, не трансцендентны миру, а растворены в нем — их можно разглядеть в самых неприглядных явлениях. О возможности отыскать в преходящем вечное, а в вечном сиюминутное. О возможности увидеть, как возвышенное просвечивает сквозь низменное. О том, что не только Раскольников, Свидригайлов, Константин Треплев, три сестры, бедная Лиза, но и мы все чувствовать все-таки умеем.

, 10.02.2014