<< Эпоха протеста (Легкий поцелуй)

Эпоха протеста

Спектакль по пьесе Анре Русена «Апрельской ночью» и текстам Иосифа Бродского (стихотворения и материалы прочитанной им лекции)

«Ваш Досуг»

Ироничный спектакль по пьесе Андре Руссена, а также поэзии Бродского и Рильке, поставил в театре «Около дома Станиславского» выпускник Щуки Михаил Палатник. 

Режиссерский посыл здесь наивыгоднейший, — с доброй иронией о театре и о себе. Никаких вам тяжеловесных концепций или претензии на непоколебимые истины. Всё просто, с уникальной для молодого режиссера мягкостью и светлой грустью. Тот самый тотальный театр, которого все так жаждут, — мир «своих» в зале и на сцене.

Зрителю неподготовленному может показаться, что он видит не спектакль, а шифр. Почему в прологе являются нам три старухи в лохмотьях, зачем на сцене железная печка, и почему застеклено окно в полу, а не, скажем, на стене, где ему место? С чего вдруг главный герой (если он главный) танцует под музыку Джеймса Брауна и Эми Уайнхаус и размышляет о судьбах театра вслух? Действительно, странно, но очаровательно в своей необязательности. Как все, что связано с судьбами людей, выбравших театр своим призванием. Их вздохи по успеху и стоны по любви, нищий быт и необъяснимая жажда душевного опыта и иллюзий. ..

Всего час с небольшим — и зритель сроднится с крохотной парижской мансардой, где живет драматург в творческом кризисе. Полюбит нелепых персонажей (даже трех старух, призванных изображать парок), героя Тео (Сергей Каплунов), его подругу Клару (Александра Тюфтей), Станислава Лемке (Иван Игнатенко) и даже санитаров из психбольницы. На сцене у этих героев не так много времени, но Палатник дает каждому шанс запомниться. Все действие — это цепочка немножко наивных и потому прелестных этюдов. Сначала Лемке попытается убедить внезапного оппонента в том, что лирика и любовь правит театром. Потом Тео позовет всех на театральные баррикады — говорить, писать и думать необходимо только о смерти. При этом он будет грозить небесам кулаком, а когда тряпка, символизирующая «тину жизни» скроет его, выставит на всеобщее обозрение кулак бутафорский. После Клара начнет играть роль матери Гамлета, Гертруды, смешно сбиваясь с шекспировского пафоса, вслушиваться в шаги Тео. Санитары с серьезными лицами попытаются забрать Тео, который уже надел боксерские перчатки: случится «бой без правил», точнее по правилам театра — с несерьезными ударами и полетами во сне и наяву.

Кроме прочего, появится еще Орфей, Эвредика и Гермес. Их пятиминутка на сцене также будет разыграна с чудной подкупающей самоиронией. Эти трое произнесут куцый и нарочито безэмоциональный текст, а зритель будет волен выбирать любой смысл для их метафор. Эвредика — возможно, сам зритель,и только не оглядываясь на него, можно его приручить? Или, может, в инсценировке греческого мифа спрятан смысл для людей пишущих? Эвредика — муза, которая рядом, но ее важно не спугнуть?

Разгадки приходят и уходят, остаются необязательные и тонкие как паутинка монологи героев и эффектный аккомпанемент из все тех же Брауна и Уайнзхаус и иже с ними Моцарта, Пуччини, сирен машин скорой помощи.

Сценография короткой романтической ночи поразительна: и это окно в полу, и веточки чуть зацветших деревьев, и стеклянные покатые крыши, и старенькая ширма… Навсегда любимый самодельный мир театра Погребничко очевиден в постановке Палатника. Молодому режиссеру удалось нащупать и воспроизвести непостижимую атмосферу спектаклей мастера, их всегда внезапную красоту и неизбывную нежность.

Вымышленный спор между Тео и Лемке (лирика или жесткость? Жизнь или смерть?) оборвется также внезапно, как начался. Оставляя после себя острое чувство собственной инаковости, сиротства в настоящем мире, зато причастности к миру вымышленному. Где есть место театральным спорам, выдуманным страстям, стилю Юрия Погребничко и его акварельным спектаклям-урокам. Смысл которых постигается не сразу, а, как весенняя почка, распускается в тебе еще неделю спустя после похода в театр в Вознесенском переулке.

Наталья Витвицкая, 10.06.2011