<< Нужна драматическая актриса (Лес)

Вокруг да ОКОЛО

Спектакль «Нужна драматическая актриса» в театре «Около дома Станиславского»

Строго говоря, эта постановка — возобновление. После пожара в основном помещении спектакль, поставленный Юрием Погребничко, несколько лет не шел, и вот теперь уже в другом пространстве играется премьера, с новыми молодыми актерами и под другим, слегка измененным названием. Когда-то он назывался «Нужна трагическая актриса», теперь понадобилась актриса драматическая. Режиссер уверяет: каково время, таковы и потребности. Если следовать его логике, года через три там станут искать комическую актрису, а потом и той не найдут. Ведь катимся мы с сумасшедшей скоростью, увлекаемые «ветрами перемен», говоря по правде, бог знает куда. Имею в виду театр, который, как и все прочие виды искусства, резво становится на капиталистические рельсы, а все старые ценности, русской культурой завоеванные, объявляет рутиной, далекой от актуальности. В моде нынче мелькающие на телеэкранах звезды, броские трюки и быстрое скольжение по поверхности. Обо всем этом сто раз писалось, не стоило и повторять, если бы не спектакль в театре «ОКОЛО» — очень уж противостоит общей тенденции. Он и раньше был очень хорош, а сейчас, обновленный, и вовсе событием смотрится. Притом, как всегда у Погребничко, спектакль этот скромен, никого не учит жить, и слово «противостояние» ему никак не идет. Здесь играют комедию, и очень смешно играют, только и о высоком, драматическом содержании тоже не забывают. Теперь такое сочетание редко встречается.

В «ОКОЛО» играют спектакль о театре. Когда-то давно, в первой редакции, Погребничко выделял лагерную тему. Тогда «Лес» разыгрывали заключенные — ватники, сапоги, лагерный номер Ивана Денисовича Щ-854 на досках декораций. Со временем все эти атрибуты исчезли, теперь в зону превращен театр. Вот оно, гетто, где грим и блеск софитов — наркотик, сладостная отрава. Тут, на пути из Керчи в Вологду, «на семи лихих продувных ветрах», на краю пропасти (время от времени открываются доски, бездну в полу скрывающие, и манят черным провалом), артисты играют пьесу драматурга Островского. Потому, что только этим живут, и ничем другим они жить не могут. Валерий Прохоров упоительно смешно играет Аркашку Счастливцева и старую барыню Гурмыжскую разом, а в глазах печаль-тоска отчаянная, даром что скоморох. На роль Несчастливцева, трагика и заводилы, Погребничко позвал режиссера Алексея Левинского, и выбор этот, конечно же, знаковый, решающий. Так когда-то Эфрос предложил Юрию Любимову сыграть Мольера в своем телеспектакле, ему нужен был человек, про которого сразу можно было бы сказать: Художник. Таков и Левинский. Его герой немолод, печален и абсолютно одержим. Все время бормочет монологи Гамлета (его Левинский когда-то давным-давно, в молодости, играл), наивно верит, что всякая женщина, готовая умереть из-за любви, и есть трагическая (ну или теперь уж - драматическая) актриса, а за всем этим — какая-то обреченность, усталая и совершенно русская. И знаете почему? Потому что игра эта в театр испокон века велась у нас не на жизнь, а на смерть. Ведь как сказано у поэта, это дивное, упоительное занятие не читки требует с актера, но полной гибели всерьез. Помните, известный народу классик писал когда-то: «Идите в театр и умрите в нем», а потом добавил: «если сможете». В «ОКОЛО» смогли.

, 26.02.2007