<< Игроки

Без шулерства

Гоголевские «Игроки» в театре «Около дома Станиславского»

Итоги

Скромность — дело, конечно, хорошее, человека украшает. Вот только в театре все не так. Там скромность, сдержанность и немногословие художнику часто боком выходят. Вот, к примеру, режиссер Алексей Левинский. О нем мы уже не раз писали, он к тому повод дает, спектакли раз за разом выпускает, не так давно в Театре им. М. Н. Ермоловой премьера была, теперь вот в театре «ОКОЛО». Человек он интеллигентный, начитанный, тонко чувствующий и бесконечно деликатный. Собой никого не обременяет, к «ОКОЛО» душой прикипел — там тоже высовываться не любят. Делают свое дело, а об остальном не заботятся ничуть. Вот и получается, что театральный процесс, по центральной дороге вперед несущийся, без них обходится. На премьерах три с половиной критика, особо добросовестных, никакой шумихи по телевизору, ну и так далее. Меж тем к событиям причисляют бог знает что или плачутся по поводу их отсутствия, а хорошие спектакли (в данном случае Левинского) не то чтобы не замечают, но в расчет не берут. Говорят — ах, плохо у нас дело с режиссурой, два-три модных имени и все, ставить некому, профессия уходит. Но вот вам — режиссер. Не модный, правда. И, увы, в этом все дело. На шумное и яркое всякий взор обратит, не захочешь, а придется. А в спектакли Левинского вглядываться надо, инерцию преодолевать, нюансы и подробности улавливать, это вам не фастфуд: заглотнул — и порядок.

Не знаю, событие ли спектакль «Игроки» в театре «ОКОЛО», но это очень хороший спектакль. Ясный, внятный, смешной и бесконечно грустный. «Боже, как грустна наша Россия!» — воскликнул Пушкин, прочитав гоголевские «Мертвые души». То же самое можно и об «Игроках» сказать. Пьесу эту, кажется, все знают, а Левинский ставит ее так, будто она была вчера написана, не успела штампами обрасти. Сколько раз знаменитые артисты, звезды, текстом упиваясь, разыгрывали эту историю о том, как карточного шулера Ихарева обвели вокруг пальца еще большие шулера, компания пройдох. Актеры театра «ОКОЛО» — легко догадаться, не звезды и даже не знаменитости — известными приемами не оперируют, на сцене не красуются, гениальный текст выше себя ставят и играют все как один отлично. Режиссер подробнейшим образом излагает здесь историю абсолютно тотального обмана. Тут такой головокружительный круговорот в природе происходит, что вывод очевиден: в России, как сказано в пьесе, всякий или проигрывался, или намерен проиграться. Свои «Мертвые души» (тоже, заметим, об афере речь) Гоголь назвал поэмой, и его «Игроков» Левинский прочел, как поэму. У него картежники обманывают друг друга не из подлости натуры, а потому, что душа просит. Горит душа артиста, выхода требует, что у Ихарева (Анатолий Егоров), что у Утешительного (Алексей Мишаков) со Швохневым (Владимир Богданов). Все во фраках, собранны, время от времени степ бьют, разминаются. А лица печальные — вроде знаем, что дурно поступаем, но ведь упоение-то какое, каков полет, душа, изволите видеть, дрожит. Один Псой Стахич Замухрышкин, чиновник, в игру замешанный, чего стоит, такого ведь выдумать надо, прелесть что за имя. Ну да, в конце Ихарев, ошарашенный, восьмидесяти тысяч лишенный, едва не плачет, так что ж. Привыкнуть пора, и не такое в нашей жизни было. Чему удивляться, все мы - игроки.

, 9.04.2007